Некоторые знаки различия в гражданской авиации

9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации», таким образом, в нашей стране появился воздушный флот, в его задачи стала входить перевозка пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы. Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва - Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.

В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала.

В последующем форменная одежда претерпела множество изменений, вводились новые знаки отличия и различия, которые соответствовали определенному рангу. Так, например, согласно «Правилам ношения форменной одежды работниками гражданской авиации» утвержденным приказом Министерства гражданской авиации СССР в 1977 году были определены знаки различия для высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего состава гражданской авиации, всего 16 должностных категорий, отображенных в  табеле наплечных знаков различия.

Для обозначения на погонах использовались галуны золотого или серебряного цвета, установленной (широкие, средние и узкие) ширины. После распада Советского Союза, единая форма как таковая, перестала существовать. Появилось много коммерческих авиакомпаний, которые заказывали форменную одежду для своих сотрудников в произвольных местах, так как регламента по ношению формы и в частности, по знакам отличия не стало. Стоить заметить, что во многих странах СНГ те или иные правила были созданы, а вот в России так и не появились…

Погоны гражданской авиации СССР

На сегодняшний день в гражданской авиации  РФ нет единой формы пилота, но как бы там не было на законодательном уровне, авиакомпании придерживаются старой международной традиции, идущей еще с пассажирского морского флота. Именно там появились впервые четыре капитанских полосы и три полосы первого помощника. Чаще на рукаве, но иногда и на погоне.

Негласно, авиакомпании стали придерживаться следующих отличий:

-  галуны (полоски) на погонах серебряного цвета у наземного персонала, золотистого цвета у летного, летно-подъемного состава и диспетчеров;

- командира воздушного судна можно узнать по 4 галунам, 3 галуна носят его помощник (второй пилот), штурман самолета и бортинженер, 2 галуна у бортпроводников, авиадиспетчеров и представителей авиакомпании.

Я надеюсь, что после прочтения данного материала, когда вы встретите человека в форменной одежде гражданской авиации, по количеству нашивок сможете определить пилота, бортпроводника или технического работника и высказать свое уважение за то, что благодаря этим людям в воздух ежедневно поднимаются сотни самолетов по всей стране, а гражданская авиация всегда была и остается важнейшей составляющей единой транспортной системы Российской Федерации.